Игра на гармони  |  Историческая справка  |  Наши гармонисты

ГАРМОНЬ. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 
Гармонь появилась в России в начале 19-го века. Точную дату сейчас назвать, наверное, невозможно. Появилась она примерно в это же время и в Германии, и в Австрии, и в других странах Европы, но только здесь, в России, гармонь получила настолько широкое распространение и развитие, что сейчас трудно даже назвать все когда-то производившиеся виды гармошек. Спустя каких-то полвека после своего появления, гармонь производилась чуть ли не в каждой губернии - своя. А в некоторых губерниях, как в Орловской или на псковщине, - и не по одному виду гармони.
 
Различия гармошек, производившихся в разных местностях России, настолько многочисленны и удивительны, что это вызывает восхищение и вопрос — как всё это смогли придумать и сделать!? Ведь ещё в 19-м веке у нас разрабатывали свои, народные, инструменты, не копируя западные образцы, а создавали собственные, уникальные виды гармоней. Создавались они, вероятно, под наигрыши и песни тех местностей, где впоследствии и бытовали.
К сожалению, многие гармони сейчас уходят. В советское время массово производилась, в основном,  гармонь-Хромка. В итоге многие сейчас и не знают, что когда-то у нас были и другие гармошки!
Да и хромка в советское время постепенно уходила, уступая место баяну и немецкому аккордеону, пришедшему к нам после Великой Отечественной Войны. Но Баян и аккордеон - более сложные в освоении инструменты, на которых играть могут немногие.
Почему так случилось – это вопрос. Возможно потому, что уходила народная культура, в частности — культура народного праздника. Она заменялась на культуру клубов и концертов...
А вот на гармони научиться играть может каждый желающий. И на счастье, Хромка, и некоторые другие виды гармошек (Саратовская, Елецкая рояльная, Гармонь русского строя, тальянка и др.) дошли до наших дней, как и некоторые наигрыши, которые на них игрались.

Виды гармоней

 
Об отличиях русских гармоней стоит сказать особо. Дело в том, что наши гармошки отличаются не только внешним видом, звучанием, но и устройством, и даже звукорядом.
Наигрыши и песни, которые легко игрались на одних гармонях, на других повторить в точности было сложно или даже вообще невозможно!
К примеру, традиционный наигрыш казаков-некрасовцев, который дошел до нас благодаря сохранившимся видеозаписям, легко играется на «Русской вЕнке», или, как её чаще называют, гармони русского строя. У этой гармони звуки при движении меха на сжим и разжим — разные.
А на гармони-хромке, у которой звучание не зависит от направления движения меха, проще играть песни и современные произведения. При этом внешне хромка и гармонь русского строя могут быть очень похожи друг на друга, и зачастую понять, какая гармонь перед тобой, – можно только взяв её в руки.
Хромки и Венки были распространены по всей России. Венки, судя по видеозаписям в Интернете, особенно часто встречались в Поволжье.
Существовали гармошки, имевшие условно местное распространение. Условно местное потому, что производились они, как правило, в одной местности, там же и распространялись, но могли встречаться и в других губерниях.
Например, удивительный инструмент – Уральская тальянка (иногда ее называют также «миноркой»). Эта гармонь сочетает в себе левую клавиатуру «Венки» (т. е., меняющую звучание на сжим-разжим), с правой клавиатурой, звучание которой не меняется.
Или та же Кирилловская Хромка, отличающаяся от обычной Хромки расположением кнопок мажорного и минорного лада на левой клавиатуре. У обычной Хромки есть «столбики» мажорного и минорного лада, то есть кнопки одного лада расположены в столбик или в ряд, а на Кирилловской Хромке – «углом», то есть, например, в мажорном ряду расположены кнопки минорного ряда. Такое устройство левой клавиатуры облегчает игру стоя.
Елецкие рояльные гармони отличаются от остальных не только особенным, насыщенным звучанием, но и совершенно самобытным устройством левой клавиатуры. Она по старинному образцу расположена на выносном грифе (аналогично правой), но клавиши на нем располагаются с обеих сторон грифа.
Менее, чем в ста километрах от Ельца находится город Ливны, в окрестностях которого бытовал совсем иной вид гармони — Ливенка. Когда-то воспетая Сергеем Есениным в одном из стихотворений, а ныне основательно забытая, Ливенка имела звукоряд так называемой «церковной» гаммы. Пока нам не удалось раздобыть записей наигрышей на Ливенке, но мы предполагаем, что их звучание отличается от того, что мы привыкли слышать.
Саратовскую гармонь легко узнать по её удивительно звонкому звучанию. Эти задорные гармошки оборудованы парой «колокольчиков» с левой стороны и специальными молоточками, которые при игре ударяют по колокольчикам. Кроме того, в устройстве этой гармони, насколько нам известно, была впервые применена так называемая «ломаная дека», которая нынче широко встречается в дорогих профессиональных многотембровых баянах и аккордеонах.
Надо сказать, что в отличие от баяна и аккордеона, гармошки — это довольно простые в освоении инструменты, играть на которых может научиться практически любой желающий. Для этого вовсе не нужно иметь музыкального образования. Ведь недаром когда-то вся Россия играла на этих замечательных инструментах. И гармонисты на праздниках играли наперебой.
В этой статье мы смогли рассказать не обо всех видах гармоней. Без нашего внимания остались — Простушка, Черепашка, Сибирская однорядка, Бологоевская, Новоржевская, Петербургская минорка, Тульская семиклапанка, Вятская, Вологодская двухрядная тальянка…
Но и это — только те гармони, которые дошли до наших дней. А сколько уже забыто безвозвратно!
 
Наше исследование русской гармони только началось. Мы будем рады любым сведениям о гармошках, о деревенских и городских гармонистах, наигрышах, а также мастерах, изготавливающих гармони. Если у вас есть чем поделиться — свяжитесь с нами.
 
Связаться с нами:
Мы в соц.сетях:
+7 (981) 930-16-17
Поделиться: