ПАРНЫЕ ПЛЯСЫ, ТИМОНЯ в г.Томске
 
Приглашаем на мастер-класс «Парные плясы. Тимоня» 10 - 11 октября в г.Томске
Автор картины - Иван Глазунов
Что такое парная пляска? Это пляска двух влюблённых или любящих людей, или тех, кто симпатичен друг другу. Движения в ней очень часто повторяют ухаживания птиц или зверей. Вот так описывает парную пляску «русского» этнограф А. Терещенко:
 
«Молодец, надев шапку набекрень, выходит на середину, расхаживает спесиво и посматривает на красных девиц. Одна, которая ему давно нравится, составляет предмет его поисков, - он ищет её, он нашёл её здесь; подходит к ней и, сняв шапку правой рукой, просит наклонением головы начать с ним русскую. Выходит девица – душа, молодец первый начинает плясать. Подбоченясь одной рукой, он пламенными телодвижениями выражает любовь свою: то манит к себе, то прижимает свою руку к груди, мысленно обнимая, и расстается печально».
 
Парная пляска - это пляс для девчонки, ухаживания.
По сути, когда пара пляшет, они играют в эти ухаживания. В парном плясе всегда выражается буря чувств, и чувства могут проплясываться разные, даже обида. Эта игра как-то важна в жизни, вот мы и будем учиться такой игре. Ведь девчонку можно видеть как «игрушечку», и в нее нужно играть. В данном случае мы будем раскрывать эту игру через пляс.
 
«Карагод «Тимоня» в народном быту - массовая круговая пляска. Общий вид карагода представляет два круга: внутренний круг - «хор» - состоит из музыкантов, играющих на народных музыкальных инструментах. Все музыканты обычно стоят лицом внутрь круга.
Второй, наружный круг - карагод - составляют танцующие. Они движутся по кругу обязательно против солнца.
Построение пляшущих различно: а) друг за другом; б) друг против друга, мужчина - спиной, женщина - лицом вперед, и наоборот; в) парами; г) тройками - женщины в паре и перед ним один мужчина.
Пляшущие «выбивают» ногами, варьируя, один основной ритм. Женщины в своей пляске смягчают этот ритм, мужчины наоборот разнообразят и подчеркивают его. Женщины и девушки передвигаются плавно <...>
Танцевальные движения мужчин отличались большей свободой. Девушки же двигались по кругу друг за дружкой единообразно, сохраняя строй карагода» (Руднева А.В.Курские танки и карагоды. М.: Советский композитор, 1975, с. 116-122).
 
Наши занятия будут выстроены на основе этнографических сборов, проводимых нами в 2014 году в сёлах: Крупец, Спальное и Камышное Курской области.
 
На занятиях работа будет выстроена на основе видео материалов.
Мы с вами будем:
1.  Осваивать простые составляющие пляски: шаг, как вести и как приглашать в пляс.
2. Будем работать над общим образом карагода, т.е. над тем, как идёт движение в карагоде, как карагод дышит - общие карагодные движения.
3.  Разучим припевки («приказки») в Тимоне. Припевки в Тимоне пелись особым образом как у мужчин, так и у женщин. Подробнее об этом поговорим на занятиях.
 
Водящий
Преподаватель народных плясов
Багаев Иван
 
 
Связаться с нами:
Мы в соц.сетях:
+7 (981) 930-16-17
Поделиться: