ВОЩАНКИ. Историческая справка
Готовясь к показу восковых писанок – удивительного поступления в Музей, мы обнаружили в альбоме С.К. Кульжинского «Описание коллекции народных писанок» следующие сведения:
IX. Писанки монастырскiя. Какъ видно изъ самаго названiя, работа этихъ писанокъ составляетъ спецiальнсть монастырей — женскихъ, откуда онѣ  нерѣдко поступаютъ въ продажу. Въ г. Курскѣ монахини продаютъ их на улицѣ, въ г. Бѣлгородѣ мы купили ихъ на вокзалѣ желѣзной дороги. Цѣна ихъ 5-10 к. за штуку, бываетъ и выше, до 40 к., но за работу художественную и въ высшей степени медленную.
Существуетъ два существенно различныхъ вида монастырскихъ писанокъ: однѣ изъ нихъ не раскрываются, а другiя раскрываются, причемъ и внутренность ихъ украшена. Писанки перваго вида обыкновенно называются вощанками; для приготовленiя ихъ изъ сырого яйца выпускается содержимое, дырочка заклеивается кусочком бумаги, и все яйцо погружается въ растопленный воскъ. Иногда предварительно черезъ дырочку бросается въ яйцо нѣсколько горошинокъ, бусинокъ или камушковъ, чтобы сдѣлать родъ гремушки; такая писанка въ г. Курскѣ называется звонаркой. Восковая поверхность яйца затѣм украшается различнымъ образомъ; для этой цѣли употребляются: фольга разныхъ цвѣтов, изъ которой вырѣзываются вѣточки, листики, герметрическiя фигурки, грубыя изображенiя церковныхъ предметовъ и ангеловъ, буквы Х. и В. и т. п.; фольга иногда орнаментируется точками съ помощью обломанной иглы или мелкими кружочками и желобками съ помощью верхушки и ободка наперстка. Точно такъ же употребляется и разноцвѣтная бумага, а иногда готовый бумажный бордюръ, которымъ футлярщики оклеивают канты бонбоньерокъ. Затѣм идутъ въ дѣло блестки, канитель золотая и серебряная, бисеръ - или прямо влѣпленный въ теплый воскъ, или предварительно нанизанный на нитку, - цвѣты изъ стриженнаго гаруса и т. п., наконецъ, рельефныя картинки какъ духовнаго, такъ и свѣтскаго содержанiя. Вмѣсто скорлупы яйца вощанки изрѣдка дѣлаются и изѣ скорлупы волошскаго орѣха. Иногда яйцо воскомъ вовсе не покрывается, а оклеивается или прямо рельефными картинками, или кусочками шелковой матерiи двугранной формы, причем въ мѣстах ихъ соединенiя наклеиваются узкiя полоски цвѣтной бумаги или фольги.
Другой видъ монастырскихъ писанокъ слывет подъ названiемъ раскрытокъ. Здѣсь, яйцо куриное, а иногда и гусиное, распиливается пополамъ, края и поверхность его оклеиваются бумагой, и обѣ половинки соединяются кусочкомъ матерiи, который служитъ шарниромъ при открыванiи и закрыванiи писанки. Снаружи яйцо оклеивается бархатомъ, шерстяной матерiей, картинками и т. п., а внутренность украшается борд/юромъ изъ стриженной бумаги или изъ канители и затѣм,- на фонѣ изъ крашенной ватки, усѣянной блестками, крашенныхъ же перьевъ или высушенныхъ травокъ, а также искусственныхъ цвѣтовъ,- рельефными картинками духовнаго содержанiя. Такъ какъ эти картинки почти всегда южно-нѣмецкой фабрикацiи, то изображенiя являются типично католическими.- Почти всегда монастырскiя писанки снабжены ленточкой для подвешивания ихъ подъ образами или лампадами.
Писанки эти пользуются широкимъ распространенiем въ народѣ, изготовляются часто простыми монахинями-крестьянками, и потому мы должны были дать имъ мѣсто въ коллекцiи Лубенскаго Музея Е.Н.Скаржинской.
    Так мы узнали, что писанки, покрытые воском, назывались вощанками.
Возможно, были еще какие-то названия. Будем признательны, если вы нам что-то об этом расскажете.
 
В этом альбоме есть описание нескольких вощанок:
      «Самарская губернiя.
Городъ Самара. Иверскiй женский монастыръ.
Одна писанка,  присланная г. А. Л. Сталевскимъ въ 1897 г., а сдѣланная въ 1890 г.
2058. (номер в каталоге – Т. Пешина) На скорлупе, облитой воскомъ узоры изъ золотой канители и разноцветнаго бисера.
 
Курская губернiя. Городъ Бѣлгородъ. Рождество-Богородицкiй женскiй монастырь.
Четыре писанки прiобрѣтенныя  нами въ 1891 г.
2059... Фонъ восковой, украшенiя изъ канители и фольги» (там же, с.170).
2082. Узоры сдѣланы изъ серебряной и золотой канители и разноцвѣтныхъ бусинок и бисеру съ необыкновеннымъ изяществомъ и вкусомъ» (там же, с. 171).
2085. Фонъ изъ краснаго воска, украшенiя изъ серебряной канители, разнацветнаго бисера и рельефныхъ картинокъ» (там же).
 
«Полтавская губернiя.
Местечко Ладинъ, Прилукскаго уѣзда. Покровскiй женскiй монастырь.
Три писанки, присланныя г. В. Е. Черницкимъ въ 1894 и 1895 гг.
2095. По восковому фону украшенiя изъ золотой канители и разноцвѣтнаго бисера; на концахъ розетки изъ красной шелковой матерiи.
2096. Весь фонъ густо покрытъ золотой и сербряной канителью; украшенiя изъ стриженаго гаруса; на концахъ розетки изъ розовой шелковой матерiи.
2097. Сходна съ предыдущей, но для украшенiй служитъ и разноцвѣтный бисеръ.
Гродъ Ромны.
Одна писанка полученная въ 1894 г. отъ г. Е.Ф. Безпальчевой.  Писанка до поступленiя въ Музей хранилась въ г. Ромнахъ многiе годы.
2098. Фонъ восковой, густо покрытый серебряной канителью; узоръ изъ кусочковъ серебряной и золотой фольги и красной бумаги.» (Там же.)
Сергей Клементьевич Кулжинский (Кульжинский), сотрудник Круглицкого музея, действительный член Императорского Российского Географического Общества, работал над систематизацией и научным описанием коллекции писанок Круглицкого музея  Екатерины Николаевны Скаржинской. В конце 19 века им было подготовлено к печати два выпуска каталога собрания писанок Е.Н. Кульжинской, которое насчитывало к тому времени более двух тысяч единиц писанок. Первый из них вышел из печати  в 1899 году. Второй так и не был опубликован.
Связаться с нами:
Мы в соц.сетях:
+7 (981) 930-16-17
Поделиться: